Миссия ИВВУ

ВОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – это инновационная площадка для осуществления процессов понимания наиболее фундаментальных открытий страждущего человечества в его космической истории.
Задать вопрос
Размышления о миссии
Иваново-Вознесенского Вольного Университета
имени Алексея Степановича Хомякова

       

Ученый Совет ИВВУ избрал имя Алексея  Степанович Хомякова – русского поэта IXX века, художника, инженера, врача, публициста, богослова, философа, основоположника раннего славянофильства, члена-корреспондента Петербургской Академии наук как символ просвещенного  патриотизма, глубокой духовности, личностной гармонии.

Ученый Совет ИВВУ считает, что  миссия Университета  может быть в значительной степени отражена в описании  основных целей  деятельности.  К ним, несомненно,  относится содействие в получении необходимых знаний наиболее активным  и ищущим людям, деятельность которых направлена на движение к  высокой этической цели  – достижению общего блага, понимаемого как гармония интересов отдельного человека, общества и требований будущего (Провидения).

Одной из признанных, сложных и требующих конструктивного решения проблем современного образования является стремление к его избыточной стандартизации, преимущественная установка на формирование во время учебы «узкого специалиста», человека, соответствующего стандартам,  фиксированным на текущий момент.  По сути, речь идет о запрограммированном формировании современным образованием «человека с коротким мышлением и волей»,  несамостоятельного «исполнителя», нуждающегося в указаниях сверху в любой новой или просто нестандартной ситуации. 

В российской культуре всегда ценился другой тип  работника. Это  фигура человека образованного и подготовленного  еще и для творческой деятельности, имеющего широкий кругозор, способного самостоятельно ставить задачи и решать их, как в индивидуальном порядке, так и в гармонично взаимодействующем коллективе, в больших и малых социальных системах. Это творческий работник, понимающий не только смысл полученного задания, но и все последствия выполненной работы, всю дальнейшую перспективу развития собственной личности, своей организации, общества и даже человечества. Программы, предлагаемые университетом своим слушателям, способствуют достижению такой цели.

Объективной проблемой в развитии научного познания, кроме того,  является развивающаяся со времен античности тенденция к относительно самостоятельному существованию гуманитарных и естественных дисциплин, их дробление  на все более частные направления исследований, ставшие сегодня трудно обозримыми и для отдельного ученого, и для  практика. Учредители университета  уверены, что перечисленные проблемы и принципиально, и практически  преодолимы. Требованием времени сегодня стал поиск универсального предмета современной науки, систематизация методов исследований, выявления факторов  интегрирующих ее отрасли, согласующих совокупность достижений в непротиворечивое единство. Иначе возникнет ситуация «вавилонской башни», когда специалисты разных отраслей знания перестают понимать друг друга. Другой иллюстрацией «проблемы частностей», «деревьев» за которыми не видно «леса», является восточная притча о слепых мудрецах ощупывающих слона. Один из них, прикасаясь к хоботу, говорит, что слон – это толстый шланг, другой, ощупывая ногу, заявляет, что это столб, третий, держась за хвост, утверждает, что это веревка, четвертый,  ощупав бок, говорит, что, на самом деле, слон это огромный бурдюк… Слона в целом – они не видят.

Члены Ученого являются сторонниками целостного, холистического подхода в познании человека и окружающего мира. В своих разработках они предлагают эффективные способы приближения познания к целостности постижения той или иной проблемы.  Современная наука, в том числе теория систем и теория оптимума развития, позволяют творческому человеку для решения намеченных задач  по собственной воле  фокусировать внимание  как на частностях, так и на общей картине проблемы, науки, человеческого знания.

Еще одной важной проблемой познания Мира является вопрос о соотношении рационального и интуитивно-мистического способов постижения Бытия и его долгих смыслов, о роли  Науки и Религии в жизни мыслящего человека.  К середине ХХ столетия единство двух противоположно дополняющих способов  познания Бытия – религии и науки уже признавалось многими видными мыслителями. А. Эйнштейн подчеркивал, что наука без религии – не убедительна, а религия без науки – слепа.  Известный представитель европейского православия В. Зеньковский, определяя соотношение Веры и Знания, писал: «С самого начала должна быть решительно отвергнута мысль о несовместимости веры и знания. Как вера в Бога не заключает в себе никаких затруднений  в исследовании природы, так и знание, если оно серьезно и осторожно строит свои идеи, не может отрицать реальности «непознаваемого» – не в том смысле, что оно пока нами не познано, а в том смысле, что оно вообще не объемлется  нашим разумом».  

ИВВУ опирается на принципы познания, разработанные в истории развития культур  как ведущими мыслителями мира, так и  крупными представителями  российской религиозной и философской мысли IXX – ХХ века, в том числе  А. Хомякова, П. Чаадаева,  В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, А. Богданова,  К. Циолковского, В. Вернадского, М. Туган-Барановского, В. Ульянова, А. Лосева  и др.   

Сергей Николаевич Булгаков – едва ли не самый ярчайший религиозный гений и крупный философ ХХ столетия не только российского, но и мирового масштаба. Выдающийся мыслитель, юрист, экономист, философ, богослов он является автором  теории «философии хозяйства», где под хозяйством подразумевается не только сфера материальная, экономика, но и сфера социальная (политика и этика) и духовная (религия, философия, высокое искусство). Он писал: «Человек, часть Мира, при создании, потенциально уже богочеловек, но раскрывается его богочеловечество тогда, когда человеческое творчество соединяется с Благодатью, «София Тварная» – соединяется с «Софией Божественной». София же, есть душа мира  и  его первообраз, собрание идей или  «божественных замыслов»,  отвечающих  каждой из вещей и явлений мира, она «просвечивает» в мире «как разум, как  красота, как хозяйство и культура». «Назначение человека – открыть софийность в  себе  и  мире. Здесь вступают в свои права социальная и гуманитарные науки, которые при правильной методологической обоснованности дают перспективу  познания, достижения «тварной Софии».  Задачей социальной науки, согласно С.Н. Булгакову, является  «установление и причинное объяснение действительности, представляющей арену нравственной деятельности».

С.Н. Булгаковым было показано, что общество, ставящее экономику, нацеленную на увеличение количества материальных благ и богатства, выше хозяйства, ориентированного на воспроизводство всех аспектов бытия человека и социума, общество безнравственное и бездуховное – обречено на гибель. «Кроме экономических проблем существуют совершенно отличающиеся от них духовные проблемы. Их нельзя пренебрежительно назвать надстройкой, потому что именно они  составляют суть и ядро нашей жизни. И если в этой сфере не происходит глобальных изменений, никакие экономические  перемены не могут помочь. Без возрождения духа, возрождение социальное и хозяйственное невозможно».

Ученый Совет ИВВУ  считает крайне важным   сохранение культурно – цивилизационной самобытности России. Миссия образованных и мыслящих людей России состоит в глубоком осмыслении достижений и ошибок  человечества и российского общества, имевших место в предыдущей истории развития и, на основе осознания  ключевых требований будущего, разработки «для себя» и, быть может,  «для мира» современной социально-экономической парадигмы  и этической эпистемы. В рамках своей научной и общественной деятельности эту задачу выполняют многие ведущие ученые  ИВВУ.

Перечисленные выше причины и формируют особый подход Иваново – Вознесенского Вольного Университета в реализации поставленных целей. Несмотря на колоссальные перемены в мире происшедшие благодаря научным достижениям, неизменной оставалась роль человека – «меры всех вещей» (и как исследователя и как цели совершаемых перемен). В ХХ столетии большее общественное признание имели достижения естественных наук, особенно техники; прогнозируется, что в новом столетии опережающим образом будет развиваться антропология, в том числе биология и психология человека. Эти тенденции учитываются при разработке программ просвещения нашего университета.

 

ВОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – это инновационная площадка для осуществления процессов понимания наиболее фундаментальных открытий страждущего человечества в его космической истории.

Жизнь каждого лица, семьи, рода существенно причастна этому собирательному субъекту, постижением которого занимается культурная антропология, выявляя прежде всего Идеи–Смыслы в качестве негаснущих маяков для его творческого движения в океане жизни.

Это позволяет каждому человеку не только получить редкостное холистическое образование, но и качественно расширить сознание, софийно поднимаясь над рабством вампирической повседневности.

Ученый Совет ИВВУ желает будущим слушателям максимальной реализации их потребностей в познании Мира и высокой, гармоничной самореализации в жизни. 

Благородная Сверхзадача культурной антропологии:

Пройти над бренностью миров,
Не потерять себя в пустынях,
Не отказаться от Даров –
И растворить свой дар в Святынях!                                                                      

(В.П. Океанский) 

Деятельность Института