Монография

Подход с позиций теории оптимума развития предлагает человеку и социуму из множества возможных устремлений выбрать «лучшее» направление своего движения в будущее. Этот путь оптимально сочетает смыслы материального, социального и духовного бытия.
Задать вопрос

Что представляет собой теория оптимума развития человека и социума?

 

Презентация

Хорошо известное современному человеку слово «оптимум» происходит от латинского «лучшее». С одной стороны, это понятие принципиально различно с представлением о «наибольшем» количестве чего-либо ценного, с другой, – эти две сущности связаны друг с другом.

В сложных жизненных ситуациях поиск «оптимума действий» означает выбор  лучшего (из многих возможных) и вполне конкретного варианта решения задачи или пути достижения цели. Выбор конкретен не только для данного человека или социума, но и для существующих условий. Таким образом, подход с позиций «оптимума развития» четко определен в своих аналитических выводах и формулировках планов действий, создавая благоприятные условия для быстрой проверки предполагаемого решения реальностью. Высокой степенью индивидуализации и проработки частных моментов разработанный план «оптимума действий» принципиально отличается от часто предлагаемых (и, в целом, важных) общих рассуждений и рекомендаций (абстракций), не рассматривающих частные вопросы. Ведь именно в частностях и отражается неповторимость, уникальность качеств человека или социума. Определяя программу своих действий, человек лишь начинает логическое движение в направлении «оптимума развития» с общих, абстрактных суждений, переходя затем к необходимой конкретике в решении лично значимых, неповторимых в своей индивидуальности задач и ситуаций.

Такой подход не только признает, но и подчеркивает, что для достижения высокого результата (по сути, почти максимально возможного) неизбежно придется поступаться чем-то важным, но никогда – главным. В итоге – «оптимальный выбор» позволяет достичь максимального возможного эффекта в достижении главной цели, не утрачивая при этом гармоничного осуществления всех других значимых задач, поступаясь лишь «второстепенными» интересами, а чаще – тем, что человеку нужно лишь иллюзорно.

Развитие – одна из основных сторон жизни. Хорошо, когда развитие человека или социума идет в гармонии с главными смыслами бытия – материальными (краткими), социальными (среднесрочными) и духовными (долгими и сверхдолгими). И вовсе замечательно, когда ведущие смыслы жизни не заслонены иллюзорными целями существования. Но все это – непросто, нужны глубокие размышления и проверка гипотез опытом. Мы так устроены, что сознанием легко воспринимаем свои сиюминутные влечения, меньше – основные потребности, и с большим трудом – главные смыслы собственной жизни.

Предельно лаконично суть концепции можно сформулировать следующим образом: подход с позиций теории оптимума развития предлагает человеку и социуму из множества возможных устремлений выбрать «лучшее» направление своего движения в будущее. Этот путь оптимально сочетает смыслы материального, социального и духовного бытия. Такое гармоничное бытие вовсе не означает достижения беспечной и беспроблемной жизни, которая была бы в результате ровной, малопродуктивной и скучной. Оптимальное решение свидетельствует о выборе в пользу «трудного и деятельного счастья жизни», поскольку иного счастья – не бывает в принципе. Это тот вариант бытия, когда жить не «страшно», а «страшно интересно»… При таком мировоззрении человек не «зарывает свой талант в землю», – он живет в ладу с собой, людьми и Богом. Именно этого мы и желаем Вам! Пользуясь достижениями современной науки, возможностями теории оптимума развития, ценностями, накопленными мировой и российской культурой, мы готовы помогать в достижении столь благородной цели... 

Двухтомник «Введение в теорию оптимума развития» излагает позиции принципиально новой российской социально-психологической концепции, которая сегодня не имеет зарубежных аналогов, т.к. кроме общих междисциплинарных принципов мировой науки она опирается на уникальные достоинства российской культурной, духовной и интеллектуальной традиции. Эта теория показывает, в частности, те стороны социальной жизни, в которых российское общество имеет преимущество в современном мире. Знать и отчетливо видеть их полезно и отдельному человеку, и обществу в целом. Издание делится на две части. 

 

 

КНИГА ПЕРВАЯ

«Общие принципы теории оптимума развития»

Начальная, относительно короткая часть монографии, рассчитана на самую обширную аудиторию. Этот раздел публикации содержит популярное изложение законов современной социальной психологии с позиций теории оптимума развития. Предлагаемый подход рассчитан на достаточную доступность очень важной, но, к сожалению, для большей части современного общества пока малоизвестной информации. Способ ее изложения ориентирован на самый широкий круг читателей: от старшеклассников – до людей с большим жизненным опытом, от тех, кто еще выбирает собственную активную социальную позицию – до состоявшихся политиков, от представителей науки – до различных групп общества, далеких от нее.

Схематически содержание глав первого тома выглядит следующим образом: Потребности человека – Типы личности – Влияние референтных групп – Основополагающие различия российской и западной культур – Принципы индивидуальной и социальной гармонии.

Читатель легко заметит предлагаемую теорией оптимума развития необычную системную новизну взглядов на факторы определяющие стиль жизни человека и общества. Наша мотивационная сфера описывается четырьмя противоположно-дополняющими потребностями, имеющими спиральную организацию на трех уровнях смыслов бытия – материальном, социальном, духовном. Ранее специалистами использовалась умозрительная, архаичная и весьма неточная модель «пирамиды потребностей» А. Маслоу. Новая модель опирается на современные представления об исходных эмбриологических и нейрохимических детерминантах типов адаптации человека. На этих основаниях строятся как классификация шести основных конституционально-личностных типов человека, так и принципы их сочетания. Включение в анализ поведения индивида нравственно-мировоззренческих принципов бытия, вырабатываемых референтными группами личности и национальной культурой, делает новую многоуровневую систему исследования первопричин особенностей поведения людей, уникальной по своим возможностям. Скачать книгу 1.

 

КНИГА ВТОРАЯ

«Образ будущего в культурно-исторической динамике: духовный, социальный, нравственный и личностный аспекты».

Этот томсодержит основанный на принципах теории оптимума развития углубленный анализ процессов исторического развития нашего общества и глобального мира современности.

Читателю предлагается системный анализ процессов исторического развития современного общества, основанный на учете нашей многовековой духовно-культурной традиции, ее сравнении с другими масштабными культурами мира. Используются методы ряда гуманитарных наук, охватываются большие исторические периоды развития «русского мира», что позволяет формулировать обоснованные прогнозы развития, как нашего общества, так и современного мира.

Второй том, по стилю изложения основных гипотез и аргументации, в большей степени, чем первая часть монографии, приближается к научному исследованию. Но это обстоятельство не станет серьезной помехой тем, кто будет заинтересован в получении важных дополнительных знаний, которые заметно превышают средний уровень специалистов в области социальной психологии и других гуманитарных наук при исследовании проблем реализации оптимистической и гармоничной модели будущего. Новому пониманию закономерностей процессов развития общества и человечества, как и не вполне обычному, но значительно более целостному восприятию основной темы книги способствуют использованные религиоведческие, философские, исторические, литературоведческие, культурологические и психологические методы системного анализа.

Трудно сомневаться в том, что некоторые суждения автора вызовут несогласие у сторонников иных мировоззренческих подходов. Но замысел книги не содержал намерений вуалировать существование несовпадающих и даже противоположных взглядов на ход и перспективы исторического развития человечества. Напротив, с целью сравнения основного содержания ведущих доктрин, нами подчеркиваются и психологически интерпретируются различия их базовых идей, указывается то обстоятельство, что противоположные взгляды часто не исключают, а дополняют друг друга.

Известно, что не только суть известных философских и социальных концепций, но и психологическая сторона изначального выбора принципов собственного мировоззрения крупным мыслителем не просты в первичном восприятии даже для образованных людей, если они не являются специалистами в области гуманитарных наук. Предлагаемый подход позволяет выявить и осознать существенные причины избрания масштабной или исторической личностью ее ведущих мировоззренческих принципов; ранее эти обстоятельства практически не отражались в анализе механизмов социального творчества.

В постижении закономерностей движения бытия из прошлого в будущее, теорией оптимума развития предлагается базовое правило поиска внутренней «бинарной и системной комплементарности» любой сущности. Оно фиксирует необходимость выявления в структуре и развитии любого исследуемого «целого» объекта противоположно-дополняющих частей и процессов. Бинарная и системная комплементарность являются как условием сохранения сущностей в бытии, так и наличия в них энергии гармоничного развития. Знание этих характеристик, в свою очередь, позволяет во многом предвидеть особенности их бытия в будущем.

В завершающей, шестой главе второго тома – «Контуры общества будущего», изложена суть модели гармоничной социально-экономической организации в среднесрочной перспективе развития. Теория оптимума развития прогнозирует, что Россия, отбросив ветхие псевдолиберальные догмы сегодняшнего дня, будет вскоре способна взять на себя роль лидера гармоничного обновления глобального мира. Предлагаемая новая концепция демонстрирует не только мировоззренческую и нравственную несостоятельность современного псевдолиберализма, но и его экономическую бесперспективность. По-новому раскрывается психологическая сторона денег, их связь с базовыми потребностями человека и общества, объясняются причины наблюдаемого быстрого устаревания денег как общественного явления, как признанных и достаточно объективных знаков полезности социуму действий человека. Теория оптимума развития показывает тотальную неэффективность общественных систем основанных на принципах эгоизма. Основой социальных систем завтрашнего дня закономерно станет принцип «общей полезности»; его предлагает новая Россия, обращаясь к принципам своей культурной матрицы.

Человечество неизбежно откажется от эгоистических и недальновидных смыслов бытия, разрушающих даже ближайшее его будущее. Перспектива в реальности принадлежит тем социальным системам, где принимается необходимость гармонии ценностей, т.е. реализации целостных смыслов жизни, где соединяются важнейшие цели бытия индивида, общества, Человечества, Мироздания, Замысел Абсолюта. Такие, осознанные человеком завтрашнего дня смыслы жизни, не могут быть короткими. Короткими могут быть лишь взгляды на жизнь и умы эгоистов, как и время их доминирования в обществе.

Важным явлением общественного бытия последнего времени становится искусственный интеллект, уже претендующий на роль «внука Бога», – новое испытание человечества; нам лишь предстоит устанавливать с ним гармоничные отношения. Однако уже сегодня понятно, что и этот элемент быстровозрастающей ноосферы современности, также не потерпит присутствия в социальной жизни дремучей архаики псевдолиберального эгоизма. Кроме продуктивных дополнительных методов исследования уже свершившихся в истории и текущих социальных процессов, в книге описываются принципиально новые формы социально-экономической организации жизни обществ, которые могут возникнуть в реальности в ответ на вызовы завтрашнего дня.

Среди специалистов давно существует согласие по поводу того, что несовпадение взглядов исследователей сложных проблем – один из надежных признаков движения научного познания в правильном направлении. Рабиндранат Тагор писал: «Истина охватывает все противоположности – этим она отличается ото лжи. В этом объединении на первый взгляд несовместимых вещей глубоко прячется их единство, в противном случае они давно бы разрушили друг друга». На современном этапе восхождения человечества к Истине, во времена очередных исторических перемен в развития глобального мира, рождения новых учений, парадигм и даже эпистем в общественном сознании, споры ученых сегодня могут принимать самые острые формы. Опасаться этого было бы странно. Чарлз Лайель отметил в познании следующую закономерность: «Когда открывается новая, поразительная истина, люди вначале говорят: «это неправда», потом: «это противоречит религии» и наконец: «это старая истина». Автору хотелось бы, чтобы и о его взглядах, когда-нибудь, сказали – «это старая истина».

Теория оптимума развития ни в коей мере не рассчитана лишь на научное применение. Еще одно ее важное предназначение – стать одним из повседневных и широко используемых инструментов в познавательной и социальной деятельности, как отдельных людей, так и всего нашего общества. Это могло бы содействовать качественному повышению уровня понимания сути как существующих, так и потенциальных помех в достижении полноты воплощения смыслов жизни, помочь сформировать эффективные способы их преодоления, способствовать достижению гармоничного варианта реализации личной и общей судьбы, того, что мы называем счастьем.

В диалоге с читателем автор стремился избежать нежелательных и недопустимых упрощений, мешающих увидеть суть в объяснении проблемных процессов, происходящих в душе человека или жизни общества. Надеюсь, что оптимальное соотношение достаточной простоты изложения и научной системности анализа позволит читателям отчетливо увидеть истоки важных, но изначально не всегда ясных намерений и событий – как своих собственных поступков, так и действий других людей, даст возможность самостоятельно оценивать суть тех социальных процессов, которые имеют неоднозначную оценку в разных группах общества. Понимание основных принципов современной социальной психологии позволяет людям, обладающим активной общественной позицией, видеть не только внешнюю сторону событий, происходящих в обществе, но и их подоплеку, тем самым предоставляя возможность быть их субъектом, творцом гармоничного будущего, как своего, так и общего.

Для удобства работы с текстом книга содержит тезаурус – краткий системный словарь, содержащий толкования основных понятий, которые используются теорией оптимума развития в исследовании заявленной темы. Скачать книгу 2.

С глубоким уважением,

Е.В. Шелкопляс

директор Института развития, изучения здоровья и адаптации человека, доктор философских наук Международной Лиги развития науки и образования, кандидат медицинских наук, действительный член Академии философии хозяйства при МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент Международной академии организационных наук ЦЭМИ РАН (Москва)

Модель бытия человекаУровни любвиКомплементарностьЕдинство противоположного

Деятельность Института