Ваши вопросы

«Невроз – есть жизнь, ограниченная в своей свободе…».
Задать вопрос

Вопросы

 

Среди  поступающих вопросов мы выделили несколько типичных:

  1. Что эффективнее при лечении неврозов – лекарства или психологическая помощь?
  2. Чем можно объяснить увеличение числа неврозов в населении?
  3. Что такое панические атаки?

Ответы

 

Можно было бы ответить на поставленные важные вопросы стандартно и коротко. Но такие ответы мало что дают для понимания сути проблемы. Наш принцип – говорить о главном, но, по возможности, лаконично.

Итак

Определений неврозов – множество. Первым общим признаком в определениях является указание на психологические причины возникновения этих расстройств. Вторым – отсутствие у человека, страдающего неврозом, каких либо органических нарушений (т.е. видимых глазу или определяемых приборами) со стороны центральной нервной системы. Третьим – тягостные эмоциональные переживания в виде раздражительности, неуверенности в себе и тревоги, депрессии, истерических реакций.

Лично мне нравится непрямое, образное определение таких состояний: «Невроз – есть жизнь, ограниченная в своей свободе…».

О каких ограничениях свободы идет речь в таких случаях? Смысл этого утверждения – ограничение свободы реализации основных потребностей человека. Однако, как может быть ограничена свобода реализации потребностей в обществе, которое именует себя «свободным»? Ведь количество неврозов в странах Запада, в США больше, чем в России.

В психологии блокада потребностей именуется состоянием «фрустрации». К сожалению, молодому поколению граждан ни в школе, ни в вузе ясных представлений о системе потребностей человека не дают. Даже на психологических факультетах студентам предлагают устаревшую, наивную и неточную классификацию потребностей – «пирамиду Маслоу». Советую познакомиться с трехуровневой спиральной системой потребностей человека, содержащей на каждом из уровней (биологическом, социальном и духовном) повторяющиеся (но соответствующие своему уровню) четыре потребности – дифференциации, идентификации, экспансии и познания. Эта информация содержится в первой главе первого тома монографии Е.В. Шелкопляса «Введение в теорию оптимума развития». Она доступна на нашем сайте.

В наши дни, чаще всего, блокированными оказываются потребности не первого уровня (материально-биологические), а второго – социальные и третьего – духовные. В мирное время – угрозы жизни человека нечасты, голодных и бездомных людей относительно немного, возможности реализации сексуального влечения вполне реальны.

Наибольшие проблемы у большинства людей возникают со второй потребностью второго уровня – потребностью социальной идентификации (отождествления, близости и гармонии отношений с окружающими). Высшая степень реализации этой потребности – гармоничная любовь (семейная, социальная, духовная), низшая – симпатия, доброжелательность к человеку, включение его в круг значимых, «своих» людей. Человек, лишенный любви, общественного принятия, симпатии – не может быть счастлив. Он – отверженный. Еще в античные времена появился термин «остракизм», который означал приговор человека обществом к одиночеству, в возмездие за совершенный дурной проступок. Это – одно из тяжелейших наказаний во все времена. Духовные потребности – отражают третий, высший уровень смыслов бытия человека. Они позволяют создавать условия для бытия человека в истории – в будущем, в своих потомках, и в прошлом, в памяти о жизни предков.

Давайте представим, что думают о качестве своей жизни наши соотечественники. Взгляды существуют, безусловно, различные, но в любом случае они учитывают четыре области отношений отдельного человека с окружающим миром – это близкие нам люди, сотрудники, общество (власть), Бог (или, для атеистов, законы исторического развития).

Очередные реформы российского общества, возврат на рубеже веков к капиталистическим отношениям, во многом были вызваны неудовлетворенностью материальных потребностей большинства людей при существовавшем ранее «наивном» социализме, провозглашавшем главными принципами социальной жизни «справедливость», душевные и духовные ценности. Современный этап жизни общества характеризуется принципиальной возможностью удовлетворения абсолютного большинства материальных стремлений человека. В идеологии акценты перенесены на личную «свободу», короткие и близкие смыслы жизни. Некоторое время российскому обществу казалось, что душевные и духовные потребности – малозначимы в сравнении с материальными. Но подобные мировоззренческие позиции привели к тому, что из жизни куда-то исчезли душевность, духовность и нравственность людей. Большинство стало озабочено лишь собственными проблемами, многие превратились в эгоистов, порой, к тому же, весьма безнравственных.

Между тем, как и в другие, как и во все времена, нам и сегодня необходимо тепло искренней душевности в человеческих отношениях. Но именно оно постепенно стало в большом, даже в крайнем, дефиците. Потратить время на сострадание окружающим, уделить внимание проблемам другого человека – воспринимается как неразумная и непозволительная роскошь. Понятие «любовь» активно вытесняется представлениями о прохладном и временном «партнерстве». В эпоху узаконенного эгоизма люди стали страшно одиноки; в итоге чуть ли не каждый своими взглядами заключен если не в духовную тюрьму, то в тесную каменную капсулу собственной частной жизни. К тому же, многие считают, что это различие – не принципиально…

Говорят, люди не выдерживают ритма современной жизни и потока информации. Ерунда! Гораздо больше они страдают от недоступности реализации серьезных смыслов своего существования. Не выдерживают принудительной и постоянной, пустой гонки материальной и властной конкуренции, похожей на тараканьи бега и рассчитанной на недалеких эгоистов; награда невелика – лишь еда и биологический уровень интимных отношений. Без высоких и высших смыслов жизни – все это не только не приносит, но и в принципе не может приносить удовлетворения человеку, ведь на такое – способны и животные… А кому нужна любовь «как у собачек?»… Вспомните сказку Андерсена о Дюймовочке. Какие смыслы жизни предлагал ей один из поклонников, представитель семейства жаб: «Поели – теперь поспим, поспали – теперь поедим…». Только человек, причем нерядовой, только равный ей душевно, Принц – оказался достоин ее любви.

Как известно, Фридрих Ницше утверждал, что человек вынесет любое «как», если знает «зачем». Поэтому наши отцы и деды, пройдя жестокую войну, сохранили человечность в себе и в обществе. Сегодня открыты возможности для деловой инициативы. Но это не все, что требуется человеку. Современным людям, чтобы выжить в среде, где мало душевности и духовности, предлагают (многим непонятно почему) вовсе не задумываться о высоких смыслах жизни, упроститься до уровня своеобразного биоробота, расстаться с остатками естественной душевности, эмпатии, т.е. способности сопереживать другим людям… Что останется человеческого в такой жизни? Какую радость может она приносить непримитивному человеку?

Наблюдая реальности нашей жизни, создается определенное впечатление, что соотношение душевных радостей и печалей для большинства современников явно складывается неравновесное. Людям неизбежно приходится думать о происках нечестных конкурентов, неумолимых выплатах по ипотеке, опасности увольнения. Телевидение терзает разум зрителей потоками пошлости, нелепыми сериалами о никому не интересных бандитах и олигархах, подстроенными «битвами экстрасенсов», перетряхиванием грязного белья известных персон. Позитивных героев на экранах нет, как нет и психологически глубоких фильмов о счастливых людях и семьях. По праздникам, чтобы на время уйти от «черноты» повседневности, показывают выученные всеми наизусть советские фильмы шестидесятых годов, где есть настоящие, человеческие, благородные отношения. Порой это выглядит как издевка, или как неосознанная пропаганда советских идеалов по принципу – «посмотрите, что «вы потеряли…».

 Очень многим людям непонятно, как сохранить свое душевное равновесие и доверие к происходящему, когда обществу предлагают считать социальными лидерами странные персоны – ведь политики определяют качество жизни всех граждан. Можно ли воспринимать ответственными и дееспособными политиками, выражающими интересы избирателей, «демократами» (сторонниками народовластия) алкоголиков, вроде Ельцина с Порошенко? Ведь при таком диагнозе больному даже в семье не позволят принимать важные решения, а тут – их выходки должны терпеть целые страны, миллионы людей. Как попадают во власть и почему никак не кончаются ворующие губернаторы и министры? Почему себя считают значительными людьми персоны, обладающие невероятным и глупым нахальством Чубайса, удивленные тем, что обнищавший народ не благодарит их за счастливую жизнь, не молится на них? Почему активна лишь та «оппозиция», которую возглавляют малограмотные и инфантильные социальные фантазеры, вроде Навального, никогда не умевшего делать что-то масштабное и полезное для общества (из всех своих личных проектов он известен лишь открытием парикмахерской, которая оказалась нерентабельной и вскоре закрылась)?

Ни один из оппозиционных политиков не предлагает новой системной и убедительной идеологии, а критика существующей ситуации – дело нехитрое, малопродуктивное, когда нет масштабных альтернативных программ и готовности принять на себя ответственность за их реализацию. Мотивацию ряда принимаемых политических решений трудно понять даже образованным людям и потому с ними трудно согласиться; еще труднее повлиять на их принятие – избравшись, депутаты перестают нуждаться в своих избирателях, не слышат массы.

Сегодня принято считать, что правда – не в чести. К большей части поступающей информации, без основательной проверки, нельзя относиться всерьез. В предлагаемых нам суждениях часто нет логики; в бесконечных спорах, конфликтах, стычках люди ищут не столько преодоления проблемной ситуации, сколько выхода своим негативным эмоциям, накопившемуся напряжению, готовому взорваться внутри, грозя повредить душевный и физический строй человека, зачастую превращаясь в разнообразные формы неврозов и телесных заболеваний, вызванных психологическим перенапряжением.

Мужчины до поры держатся, пытаясь снять тревогу алкоголем, полным уходом в работу или многократными сменами (обычно пустыми) спутницы жизни. Женская психика более чувствительна, ей трудно противится окружающему безумию «всеобщей свободы от ответственности перед людьми»; «к сорока» – женщины переносят все смыслы своего существования на детей, порой переключаются на авторитарно-агрессивный вариант существования, почти гарантирующий одиночество в личной жизни.

Все эти тягостные раздумья и ощущения ложатся серьезным грузом на плечи нашего современника. Он испытывает крайнюю тревогу перед возможностью обнищания и одиночества, от которого не может спасти даже семья, такая же тревожная, душевно обделенная и недоверчивая ко всему. Враждебная социальная среда, стрессы и ежедневные нагрузки способны расшатать почти любую психику, превратив в невротика любого, хоть богатого, хоть бедного, члена нашего массово невротичного общества потребления.

Сколько вокруг агрессии, злости, ненависти! Какая тут любовь к ближнему! Какое православие! Все проповеди всех религий давно заглушил единственный, маниакальный принцип современного «либерального» мира, преследующий человека всюду: «Ад – это безденежье, а рай — неограниченный шопинг!».

Многим из соотечественников и сегодня кажется, что такое положение дел почему-то только у нас, им хочется поскорее начать жить так, как живет наш кумир – Запад! А как он живет, если взглянуть на суть жизни западных стран-лидеров и их глав? Почему глав? Потому, что сказано – «Каков поп – таков и приход». Впрочем, обратное – тоже верно... Итак…

Современная Англия решает свои многочисленные проблемы так же изящно, как танцует у всех на глазах, неспособная к этому более, чем к чему либо иному, британский премьер – Тереза Мэй. И это не главная, скорее общая проблема страны – неадекватность социальных лидеров. Ведь не менее известен своеобразием психического склада и ее возможный преемник – Борис Джонсон. Британия, бывшая когда-то интеллектуальным лидером мира, сегодня не имеет ни великих ученых, ни крупных писателей, ни ярких философов. Она давно уже стала внутри себя колонией своих бывших колоний и занимается лишь политическими и финансовыми интригами.

Европа установила такие своеобразные правила отношений полов, которые «естественны» лишь настолько, насколько женственна, в своих нарядах, Ангела Меркель, канцлер ведущей страны континента. Ее Германия не способна сегодня ни избавить своих женщин от насилия со стороны приглашенных в страну «прогрессивных выходцев» из арабского Востока и Африки, ни иметь хотя бы один исправный самолет для деловых перелетов канцлера и членов правительства…

Европа сегодня выглядит так же благородно и мужественно, как и президент Франции Эмманюэль Макрон, с которого на официальных приемах, как с неумного, неполноценного субъекта, стряхивают перхоть с пиджака, а он перед телекамерами многократно зачем-то трогает за колено сидящих рядом мужчин. Его Франция не справляется ни с террористами, ни с погромными действиями обычных граждан в «желтых жилетах». Кстати, ни один из трех лидеров ведущих стран Европы не имеет детей…

Может быть, сторонников ортодоксального «либерализма» в России, в качестве образца для подражания, спасет Америка, ее немного грубоватый президент, «демократично» расталкивающий на международных приемах мешающую ему пройти вперед «всякую мелочь», вроде лидеров небольших стран мира, человек, многократно менявший жен, но зато мужчина с натуральной ориентацией и детьми – Дональд Трамп? Даже не понятно, зачем ему делать Америку великой снова. Ведь принцип: «Ад – это безденежье, а рай — неограниченный шопинг!» в его стране давно реализован и стоит выше принципа «Бог – есть любовь». Поэтому в его стране самое большое в мире количество людей с весом за сто килограммов, многим удается достичь и трех-четырех центнеров… Так может быть и свободу человека мерить в центнерах живого веса? Больше ста килограмм – свободен и счастлив, намного больше – намного счастливее… Правда за Америкой числятся и другие «либеральные» рекорды. Там больше всего в мире побегов детей из семей (видимо, избыточно счастливых), больше всего граждан заключенных в тюрьмы (на душу населения), больше всего граждан убитых без суда и следствия полицейскими на улицах… Там больше, чем где-либо в мире, людей постоянно принимающих психотропные препараты по поводу депрессий и неврозов; в результате они часто становятся лекарственными наркоманами. Есть и минимальные рекорды. Так статистика утверждает, что в многомиллионном Нью-Йорке в браке состоят всего 20 процентов его взрослых жителей.

Вот такие у нас проблемные образцы для подражания… Видимо, нужно подумать и своей головой. Ведь в прошлом существует множество примеров того, когда наше общество опережало иные страны в реализации больших и благородных целей, вызывая уважение всего человечества.

Однако следует признать, что все вышесказанное – лишь логические рассуждения, то бишь теория. Хотя как еще можно выразить свое мнение, пусть и не бесспорное, по поводу сложной проблемы?.. Я, как, наверное, и Вы, хорошо помню слова Мефистофеля из трагедии Гете «Фауст», которые он произносит молодому человеку, пришедшему поступать в университет: «Суха, мой друг, теория, везде, но древо жизни пышно зеленеет…». Ну, что же… Перейдем к практике.

Вначале рассмотрим пример попроще. Известный американский ученый-этолог Джон Кэлхун, занимавшийся изучением генетически обусловленного поведения, в 60–70-х годах двадцатого века провел ряд удивительных экспериментов. В качестве подопытных он выбрал грызунов, но, как всегда, конечной целью таких исследований было предсказание будущего для человеческого общества.

Он создал для небольшого исходного количества мышей идеальные условия жизни – достаток пищи, воды, условий для поддержания гигиены и размножения, обеспечил защиту от инфекционных заболеваний. Он назвал это «мышиным раем». Вначале грызуны чувствовали себя хорошо и активно размножались. Однако, через некоторое время, их численность возросла настолько, что появлялись признаки жесткой социальной конкуренции, возникала нехватка ресурсов социального признания и поддержки. При этом пищи и воды для всех было в достатке.

С этого момента появлялась категория «отверженных», которых изгоняли в менее удобное для обитания место, они часто становились жертвами агрессии. Отверженные состояли в основном из молодых особей, не нашедших для себя приемлемой социальной роли в мышиной иерархии. После изгнания самцы ломались психологически, меньше проявляли активности, не желали защищать своих беременных самок и исполнять любые социальные роли; периодически они нападали на других особей как из общества «отверженных», так и на любых других мышей.

Самки, готовящиеся к рождению, становились все более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. Они начинали проявлять агрессию, защищая потомство. Но не меньшая агрессивность имела место и по отношению к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей и становились агрессивными отшельниками, отказывались от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигала значительных уровней.

В последней стадии существования «мышиного рая» появлялась новая категория мышей, получившая название «красивые». К ним относили самцов, отказывающихся бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили и спали, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Их нарциссизм и самолюбование для исследователей стали легендарными. Отмечалось, что среди последней волны рождений, большинством в популяции становились «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться. Смертность молодняка возрастала до 100%, количество беременностей было незначительным, а затем падало до нуля. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка необходимых биологических ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали; до двухтысячного дня после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая». Для надежности эксперимент повторялся 25 раз. Результат всегда был тот же.

В своем эксперименте Д. Кэлхун увидел общую закономерность в существовании всех социальных существ. Он пришел к выводу, что «смерть духа» в этой группе мыши переживали еще при жизни. Это социальное событие делало физическую гибель всей популяции неотвратимой. В объяснении событий эксперимента ученый использовал отсылку к библейскому «Откровению Иоанна Богослова», где распад и гибель человеческого общества описывается как «смерть в квадрате», при этом «первая смерть» – духовная. Для неспециалистов, в любом случае, эти эксперименты представляют собой картины ужасающе похожие на суть бытия в «обществе потребления».

Видимо следует согласиться с известным русским поэтом Федором Тютчевым, который в стихотворении «Наш век» определял главную проблему современности так: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует...».

Сегодня, когда у многих не получается жить так, как предлагает общество – без сердца и души, подчинив все силы накоплению денег и увеличению агрессивной власти над людьми, не следует винить себя, примеряя ярлык «лузера». Часто люди не понимают, что, приняв на веру истинность принципов жизни общества материального потребления, даже при финансовом успехе и благополучной карьере, они заранее обречены в ней на неуспех, ведь жизнь намного богаче таких убогих целей, она требует гармоничной реализации всех смыслов существования – материальных, социальных и духовных. Сколько бы нам разнообразные «чубайсы» не навязывали западный, эгоистический образ жизни в качестве эталона, важно помнить принцип всех религий: быть эгоистом – абсолютно не выгодно! Бог – есть любовь, а она противоположна эгоизму. Простим многочисленных «чубайсов» и «порошенок» – ведь это недалекие, несчастные люди, у них ничего нет, кроме денег (к тому же – нечестных). По настоящему, их никто не любит…

Рассмотри, для примера, кого-то покрупнее, хотя бы Дэвида Рокфеллера, прожившего 101 год и скончавшегося в 2017 году. Как известно это был один из богатейших людей мира, которого считали членом тайного «мирового правительства». Но в мире медицины он известен еще и как рекордсмен по числу пересадок органов. Утверждается, что ему семь раз пересаживали сердце (первый раз в 1976 году, когда ему шел 62-й год, последний — в августе 2016 года, в 99 лет). В Америке донорский орган купить нельзя. Нужно пройти очередь. При дефиците органов обычно врачи выбирают наиболее оптимального реципиента, того, который будет жить дольше. Поэтому, когда человеку 90 лет и у него уже было несколько трансплантаций, делать еще одну — нецелесообразно и с социальной точки зрения, и по затратам. Сердце могло достаться молодому человеку, который прожил бы с ним еще лет 50.

По словам врачей, неизвестно точно, прошел ли Рокфеллер очередь, тем более все семь раз, но можно предположить, что деньги помогли ему ускорить процесс. Кстати, кроме сердца, ему несколько раз пересаживали и почки. Д. Рокфеллеру, крупному меценату и колеоптерологу – любителю собирать жуков (видимо в их образе жизни он находил нечто важное для себя, после него осталась крупнейшая коллекция), довольно долго удавалось дискутировать с Господом о целесообразных сроках своего пребывания в этом, «не в лучшем из миров». А среди его главных аргументов в спорах с согражданами об очередности получения донорских органов (которые часто предполагали, что «здесь его не стояло») было утверждение, что, по правилам «демократического» общества, он – наиболее «либеральный» (т.е. свободный) пациент, потому, что может свободно купить кого угодно и что угодно, следовательно, для него очередь и справедливость – «не указ»...

Однако за деньги можно купить только материальные ресурсы. Эту истину в очередной раз доказывает и то, что смерть Д. Рокфеллера продемонстрировала масштаб «любви» человечества к этому незаурядному человеку. Вы помните, сколько времени прогрессивное человечество было в трауре после этого события? Вы помните, сколько недель о такой утрате болело Ваше сердце? Сравните эти чувства с личными и общими переживаниями по поводу смерти Юрия Гагарина. Далее не трудно будет сделать вывод о том, много ли за свой век успел понять в смыслах жизни Д.Рокфеллер.

Но на Западе действительно есть то, что достойно подражанию в России, например – аккуратные, ухоженные лужайки возле домов. А свою философию и идеологию эгоизма, коротких смыслов жизни – пусть они оставят себе, пока не поймут, к чему это приводит. Известен западный анекдот. Раздается телефонный звонок в службу психологической помощи: «Я понял смысл жизни. Подскажите, пожалуйста, что лучше мне сделать – утопиться или удавиться?».

Для человека, принадлежащего к российской культурной традиции такой вывод – просто нелепость. Наше мировоззрение принципиально иное. Оно может быть выражено словами из песни ХХ столетия «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»:

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет.
Кто весел – тот смеётся,
Кто хочет – тот добьётся,
Кто ищет – тот всегда найдёт!
Спой нам, ветер, про славу и смелость,
Про учёных, героев, бойцов,
Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось
Догнать и перегнать отцов!
Спой нам песню, чтоб в ней прозвучали
Все весенние песни земли,
Чтоб трубы заиграли,
Чтоб губы подпевали,
Чтоб ноги веселей пошли!

Замечательная песня! Но это лишь поэтический призыв к деятельному оптимизму. Он не содержит конкретных инструкций по поводу решений проблемных ситуаций. Это задача современной психологической и социальной науки.

Теперь представляется резонным коротко рассказать две истории из практики наших специалистов.

История первая

 

История первая

Мужчина в возрасте тридцати лет. Образование среднее. Женат первым браком. Жена старше на два года. Две дочери; старшая девочка – от первого брака жены. Первый муж супруги в детстве нашего пациента был его кумиром – лидер мальчишек, боксер. Он рано начал злоупотреблять алкоголем и умер в 25 лет.

Отец пациента работал начальником цеха на крупном предприятии, обладал авторитетом у сотрудников и «железным» характером, был склонен иронизировать в адрес «слабохарактерных» мужчин, которые отдавали власть в семье женщинам. В жены, будущую мать пациента, он взял молодую работницу, не имевшую специального образования. В отношениях с ней занимал жесткую, доминирующую позицию, но завоевать ее сердце так и не сумел. В результате семья жила в условиях постоянных конфликтов.

Пациент, единственный ребенок в семье, вырос в атмосфере, где не было примеров гармоничных отношений мужчин и женщин. С началом реформ в российском обществе, отец пациента потерял единственную, приносившую успех, социальную роль руководителя и на фоне углублявшихся конфликтов в семье – совершил суицид. Смерть отца пациент перенес очень тяжело. Принял на себя ответственность за мать, начал заниматься торговлей. Мать, после смерти супруга, испытывая чувство вины, начала пить. Попытки сына остановить ее оказались безуспешными.

Пациент начал половую жизнь в шестнадцать лет. Он полагал, что любовь, почти полностью, исчерпывается сексом. Однако его попытки завоевать девушек только сексуально постоянно приводили его к потере отношений с ними. Вступив в брак, он во многом повторил стратегию отца. Жена – сирота, росла в бедной семье, в условиях дефицита мужского внимания. Рано уехала из дома для того, чтобы работать на текстильном предприятии в Иваново. Образование среднее, работала по рабочим специальностям. Уровень ее семейных притязаний был невысок. Она подчинялась пациенту, но не демонстрировала ему большой и искренней любви. Материальные условия в семье были благоприятными.

В таких условиях у пациента начали развиваться вегетативные расстройства, превратившиеся постепенно в панические атаки на фоне хронической невротической депрессии. Кроме того, при многочисленных обследованиях было установлено наличие хронической половой инфекции – хламидиоза, лечение которого не давало результата.

При обращении в «Институт развития человека» на первом этапе была реализована просветительская мировоззренческая программа. Это позволило ему осознать наличие неиспользованных ранее ресурсов душевной, социальной и духовной любви. В работу включились супруга и старшая (приемная) дочь пациента. Отношения в семье значительно улучшились. В течение двух месяцев самочувствие нормализовалось, панические атаки исчезли, работоспособность нормализовалась. Через три месяца, без активного лечения, за счет нормализации функций иммунитета, исчезли все проявления хламидиоза.

Далее пациент вместе с супругой прошел групповую психотерапию, основанную на принципах теории оптимума развития (культурно-мировоззренчески принципиально отличающуюся от западных подходов). Это событие резко ускорило трансформацию взглядов семьи на возможность гармоничной реализации всех уровней смыслов жизни (материальных, душевных, социальных, духовных). Они стали замечать, что уже превзошли большинство окружающих их людей в степени удовлетворенности семейными отношениями, резко выросла сплоченность в общих делах, появились общие долгосрочные планы. Кроме того, пациент по новому стал относиться к проблемам матери, от упреков в пьянстве он перешел к грамотной психологической помощи ей. Мать перестала пить, создала новую семью и была признательна сыну за помощь в налаживании новой, благополучной жизни.

Далее семья была переведена на консультативный уровень помощи. Оба супруга получили высшее образование, существенно повысили свой социально-культурный уровень, участвовали в общественной работе. Бывший пациент стал иначе воспринимать свою приемную дочь, помогая ей пройти сложный этап взросления с позиций собственного опыта и новых знаний. В частности он помог ей выбрать профиль высшего образования (психология) и спутника жизни. С женой они заново сыграли свою свадьбу, поскольку первая была проведена формально. На новой свадьбе бывший пациент под гитару пел песни, посвященные своей жене, чем вызвал яркие эмоции у нее и гостей. Пять лет наблюдения за семьей показали ее благополучие. 

История вторая

 

История вторая

Женщина 28 лет. Образование высшее, техническое. В школе и вузе училась легко и успешно. Замужем. Муж – военнослужащий, офицер. Имеют сына. Отношения в семье оценивает как приемлемые. Вредных привычек у мужа нет.

Обратилась по поводу панических атак, которые нарушили ее работоспособность. Стремилась постоянно находиться в максимально знакомой и предсказуемой обстановке. На улицу выходила изредка, по необходимости, только в сопровождении матери.

Психологический анализ ситуации показал, что ее корни находятся в детских переживаниях пациентки, когда она сформировала самооценку и мировоззрение на основании слов матери, оценивающей пациентку и ее сестру. Мать заявляла: «Ты – умная, а сестра – красивая». Кроме того, девочку поражало то обстоятельство, что мать мало следит за собой дома, но отец все равно постоянно смотрит на нее влюбленными глазами «как завороженный».

Исходя из полученной в детстве информации, сформировала представление о несправедливости жизни, в которой одним, красивым женщинам, все дается незаслуженно легко, другим же приходится отказаться от спонтанного поведения и рассчитывать лишь на свою наблюдательность и хитроумие. Много времени потратила на наблюдение за поведением знакомых девушек, которые часто меняли своих поклонников. Сформировала и декларировала негативную оценку нравственных качеств абсолютного большинства мужчин. Пользовалась своими высокими интеллектуальными качествами и наблюдательностью для того, чтобы находить недостатки в людях и тем самым компенсировать свою заниженную самооценку. Считала себя способной понимать поведение других и манипулировать людьми.

В брак вступила руководствуясь преимущественно рассудочными факторами. К беременности и родам оказалась недостаточно готова. Много думала о том, насколько эти события должны быть связаны с любовью, даст ли ей судьба в полной мере пережить высокие чувства, есть ли настоящий смысл в жизни, основанной только на рассудке и постоянном самоконтроле. В роддоме пережила эпизод расстройств восприятия – видела аккуратно одетую пожилую женщину, которую воспринимала как свою смерть, которая ждет ее решения. Специальная помощь по этому поводу не оказывалась. Врачам о своих переживаниях ничего не сообщала. В тот момент для себя приняла решение жить и разобраться, наконец, во всех неясных вопросах.

Обретенная новая роль матери также не принесла определенности в ответах на важнейшие вопросы смыслов жизни. Когда сын немного подрос, пациентка порой ловила себя на мысли о том, что она невольно конкурирует с ребенком в простых радостях, например думает о том, не оставить ли себе купленную для него шоколадку, ощущая при этом чувство вины перед ребенком и собственной совестью.

Постепенно нарастающее напряжение, вызванное нерешенностью ключевых вопросов смысла жизни, привело пациентку к выраженному нарушению повседневной адаптации и необходимости обратиться за психологической помощью. Новую психологическую и мировоззренческую информацию она впитывала жадно, но стремилась не включать в начатую работу членов своей семьи – в этом проявлялась давно сформированное недоверие к внешнему миру, стремление в точном анализе происходящего превосходить всех окружающих ее людей. От групповой терапии пациентка категорически отказалась, видимо по тем же причинам.

Совместный анализ специалиста и пациентки основных событий ее жизни с позиций теории оптимума развития позволил в течение двух-трех месяцев снять остроту эмоционального напряжения, вызванного непониманием происходящих долговременных психологических процессов. Пациентка обрела возможность обходиться без посторонней помощи на прогулках, через четыре месяца начала искать себе работу. Вскоре она устроилась в коммерческую структуру, где оказалась на хорошем счету, т.к. ее наработанные аналитические качества помогали успешно решать несложные психологические задачи взаимоотношений с клиентами и партнерами в бизнесе. Отмечала сложности связанные с необходимостью ездить в командировки, где она могла вновь чувствовать себя избыточно открытой для неожиданностей, не могла полностью контролировать происходящие новые события. Постепенно она пришла к выводу, что способна самостоятельно решать все вопросы, связанные с ведением дел. Вместе с мужем создала структуру малого бизнеса, которая успешно развивается. Семья добилась существенного финансового успеха. Руководителем бизнеса является супруга.

Наблюдение более пяти лет показало, что медицинские проблемы ушли в прошлое. Социальный и экономический успех укрепил самооценку и сделал возможным следующий шаг личностного роста. Наша героиня приняла решение дополнить свое техническое образование гуманитарным. Вместе со специалистами Института развития человека и Иваново-Вознесенского университета она решила познакомиться с историей развития темы любви в религиозно-философских аспектах мировой культуры и отражением этого процесса в искусстве. Наряду с литературными произведениями для этой цели используются лучшие кинофильмы, театральные постановки, музыкальные произведения и т.д. на этом этапе стал включаться в работу и муж бывшей пациентки.

Наши специалисты считают, что у этой семьи есть реальная перспектива исправления «кармических» ошибок своих родов. Рекомендую посмотреть на нашем сайте статью А.Е. Ходакова «Идея кармы: рациональные аспекты страха и надежды на исправление ошибок рода», посвященную этой теме. 

Основной вывод заочной беседы

 

Итог. Теперь мы уже имеем возможность кратко ответить на поставленные в начале вопросы.

  1. При лечении неврозов применение лекарств имеет смысл лишь короткое время, как средства скорой помощи. Теория оптимума развития шутливо отмечает, что «не бывает лекарств от гвоздика в ботинке». Если говорить всерьез – воздействовать нужно прежде всего на причину, которая носит психологический характер. Поэтому психологическая помощь при невротических состояниях и развитиях является основной.
  2. Увеличение числа неврозов в населении связано с предложенным современному человечеству ложным мировоззрением, основанном на крайнем и неконструктивном индивидуализме, порождающем эгоизм, ложь и насилие (физическое и психологическое). Это главная идеологическая беда современного «либерализма», фиксирующего представления о смыслах жизни лишь на личных, материальных и коротких смыслах жизни. Идеологии «либерализма» и «социализма» – напоминают два мировоззренческих кювета, – правый и левый. Дорога к будущей гармонии – лежит между ними. Она описана в теории оптимума развития и доступна для ознакомления и критики. Сказанное – шутка. Но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки.
  3. Суть панических атак – конфликт двух уровней психики – сознания и бессознательного. Бессознательное – несравненно больше по объему, оно равнодушно к идеологической лжи, принятой сознанием. Философско-идеологические ошибки сознания в реализации смыслов жизни – на практике крайне болезненны, они не могут быть убаюканы болтовней сознания о необходимости любви к себе. Еще ни одному эгоисту не удалось поцеловать себя ни в правую, ни в левую щеку. Зато как блестяще это, и не только это, может сделать любимый человек! Эгоизм – не выгоден! Все религии, и многие глубокие философские учения мира призывают к гармонии, которую нам легче всего увидеть в любви. Этому нужно учиться, в том числе на уровне психологии и культуры.

Основной вывод нашей довольно пространной (по необходимости) заочной беседы с посетителями сайта может быть сформулирован так. Человечество многого достигло в области совершенствования близкого нам материального мира. Но в области душевности духовности – мы еще в младенческом состоянии. Доказательств много. Одно из наиболее ярких – смехотворность образа жизни и достижений большинства из тех, кто считает себя ее хозяевами. Они, явно, не герои нашего времени. Любить не умеют, их не любят, а обманом и силой этого не сделаешь.

Но где учиться любви? Ведь этому нынче не учат ни в детских садах, ни в школах, ни в вузах. Есть, правда, еще и сегодня герои, отдающие свою жизнь за других людей! Но о них говорят мало, не объясняют, откуда появляются такие люди в обществе массового эгоизма. Не объясняют даже того, откуда берется глупая «золотая молодежь», которая никому не нужна и не интересна, потому, что у них нет ничего кроме денег, которые кроме дурацких детских «покатушек» на машинках, которые ничего не умеют делать, их никто не любит, они сами себя не любят, им ничего не рассказали о смыслах жизни и любви – этого не знают и их родители. А ведь могли бы они свою молодую энергию направить на достижение уважения, создание счастливой семьи, даже подвиг, который порождает социальную любовь к герою. Нет, им предлагают «тараканьи бега» тщеславия и, зачастую, наркотики, чтобы они не мешали идти в будущее настоящим людям, понимающим или чувствующим смысл бытия.

Но учиться любви можно. Проще всего учиться бескорыстной любви у женщин, выросших в счастливых семьях. Они способны видеть смысл своей жизни в благе другого человека. Не случайно Любовь Ивановна Кручинина (Отрадина) в пьсе Н. Островского «Без вины виноватые», говорит Григорию Незнамову, который оказывается ее потерянным сыном, обиженным на всех людей, на женщин, прежде всего, матерей. Кручинина горячо говорит ему о том, что он еще мало он видел в жизни добрых людей. По ее словам, на их свете много, особенно женщин.

Церковь в «либеральном» обществе – не в чести, оно материалистично. Для других людей, церковь, особенно такая бессовестная и корыстная, как турецкая православная, готовая за деньги и ради власти совершить любой грех, – не авторитет, она сегодня плохо выполняет свое предназначение. Да и в других церквях грехов хватает. Сегодня восприятие Бога, для людей, не имеющих специальной подготовки по религиоведению или культурологии, чаще всего размыто. Но большинство современников понимают, что религия дает основы этической системы культуры и нравственных принципов общества. Чуть меньше осознается то, о чем не говорит наука. При отсутствии Бога, заинтересованного в жизни и спасении души человека, наше существование во Вселенной становится крайне малозначительным пустяком, что способно испортить думающему человеку самооценку и представления о своей значимости в бытии.

Говоря о смыслах жизни, о их низших и высших уровнях, важно помнить, что не сегодня, и не учеными мужами, но в Священном Писании было сказано: «Ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Второзаконие, 8,3. Матф. 4:4, Лука 4,4). Это означает необходимость удовлетворения не только материальных, но и высших – душевных и духовных потребностей человека.

 

Деятельность Института